Одежда и обувь для яхтсменов. Занимаясь яхтингом, да и вообще просто отдыхом на воде человек больше, чем где бы то ни было, зависит от капризов погоды: тут вам яркое солнце и жара, пронизывающий насквозь ветер с дождем вплоть до снежных зарядов, а также брызги и потоки воды, несущиеся по палубе. Начнем с самого главного. Лучшее, что придумано на сегодняшний день для противостояния капризной погоде - это штормовой костюм - непромоканец, или попросту "непром", защищающий от ветра, дождя и брызг. Без него никак не обойтись ни начинающему яхтсмену, ни опытному "морскому волку". Во время последней гонки "Volvo race" обе команды "Amber sports", "Assa Abloy", "SEB" были одеты в непромоканцы от "Henri Lloyd", "Illbruck" предпочли фирму "Gill", а "Team Tyco" и "Djuise" - "Musto". Так что главное - выбирая себе непромоканец, ищите на этикетке или в каталоге фирмы - производителя волшебное слово "Breathable" - это означает, что он пошит из "дышащей" ткани. Обычные, "не дышащие" непромы постепенно уходят в прошлое, хотя некоторые фирмы продолжают выпускать их, позиционируя их применение короткими прибрежными гонками. В длинной гонке (даже если она длится всего лишь несколько часов) такой непромоканец создает своеобразный "парниковый эффект" - человек начинает потеть, испаряться поту некуда, и он постепенно пропитывает всю одежду, одетую под непромоканец. Через несколько часов пребывания в такой "полумокрой", волглой одежде человек начинает сильно мерзнуть, что создает очень некомфортные условия и сильно снижает работоспособность. Крой непромов зависит от модельного ряда, и, соответственно условий эксплуатации. Как правило, большинство непромоканцев для океанских гонок делается в виде цельного комбинезона сложной конструкции, позволяющей в течение долгого времени противостоять очень жестким погодным условиям (типа "брызги снизу и снег сверху"). Непромоканцы класса "Offshore" и "Coastal" представляют собой хорошо известное нашим яхтсменам сочетание отдельной куртки и штанов. Штаны обычно шьются из того же материала, что и куртка (назвать их "брюками" как-то язык не поворачивается.) Все модели штанов шьются высокими, до верха груди, и сверху имеют регулируемые лямки. В хороших моделях на колени и "пятую точку" для защиты от истирания нашиваются накладки из материала Cordura - это один из самых прочных синтетических материалов на сегодняшний день. Непременный атрибут хороших штанов - дополнительный клапан, прикрывающий застежку- "молнию", кулиска в поясе и регулируемые манжеты снизу для большего удобства. Подкладка, как и на куртке, также должна быть вентилируемой. Описанная комбинация куртки со штанами удобна на крейсерской яхте, а для гонок на швертботах гораздо удобнее цельнокроеный комбинезон, (хотя в каталогах некоторых фирм встречаются и удачные "раздельные" комбинации) так называемый "Dry suit", который также шьется из "дышащей" ткани и имеет специальные манжеты из неопрена на шее, кистях и щиколотках. Даже оказавшись на непродолжительное время в холодной воде в случае "оверкиля", экипаж швертбота, одетый в такие костюмы будет чувствовать себя вполне комфортно, и сможет полноценно продолжать гонку. А что снизу? Под непром, конечно можно надеть все что угодно, вплоть до пижамы и кружевного белья с начесом, но если серьезно, то эта проблема тоже требует продуманного подхода. Придумывать здесь, кстати, ничего не нужно - все уже придумано до нас! Второй слой одежды, или "mid layer", в каталогах его еще называют "вторая линия обороны" надевается поверх белья и предназначен для сохранения тепла тела. Наилучший материал для этого - современная "дышащая" ткань, такая как polartec или fleece, представляющая собой разновидность полиэстера и хорошо знакомая многим яхтсменам. Она также обладает замечательными свойствами - ткань "Polartec® 200 series fabric" вдвое теплее, чем материал такой же толщины из лучшей шерсти овец - мериносов при существенно меньшем весе. Одежда из такой ткани очень мягкая и теплая, "дышит", ее очень удобно носить. Недавно появился усовершенствованный вид ткани Polartec® - Polartec® windblock. Такая ткань, помимо всего прочего еще и ветронепродуваемая. (От дождя, правда, она не очень - то спасает). Ну и третий слой - это непром. Одетый таким образом человек не будет испытывать неудобств от погодных катаклизмов. Практически все серьезные фирмы, выпускающие одежду для яхтсменов, предлагают модельный ряд одежды класса outdoor, "для яхт-клуба", и для "хождения по берегу". Предлагается множество различных брюк, рубашек, свитеров и курток. Все они выполнены в стильном "морском" дизайне, также как правило, из "дышащих" материалов. Для пущей важности куртка в каталоге называется "Deck coat". Обувь Обувь для яхтинга существует тоже самая разная. Наиболее универсальны яхтенные туфли - мокасины, или "deck shoes". Их делают прочными, из специальных сортов кожи, прошедшей дополнительную обработку для защиты от воды, с кожаными шнурками и плоской мягкой подошвой. Такие туфли не скользят на мокрой накрененной палубе, не оставляют на ней следов, не боятся воды, а так как шнуровка проведена хитрым образом еще и вокруг ноги, они не спадут, когда Вы сидите на борту ногами наружу, откренивая яхту. Правда, а продаже есть множество изделий, повторяющих фасон такой обуви, но ничего общего с ней не имеющего. Поэтому покупать их лучше по каталогу или в специализированном магазине. Для непогоды существуют специальные "яхтенные" модели резиновых сапог, их также выпускают практически все фирмы, выпускающие одежду для яхтсменов. Яхтенные резиновые сапоги совсем непохожи на те, в которых ходят на даче - они обычно делаются с плоской подошвой белого цвета, которая не пачкает палубу и не скользит по ней. Внутри такой сапог имеет приваренную подкладку из мягкой ткани для большего удобства. Все модели яхтенных сапог делаются из мягкой резины - голенище легко можно дважды обернуть вокруг подошвы. Многие модели сверху голенища имеют дополнительную манжету для защиты от воды. Совсем недавно на рынке появились "дышащие" яхтенные сапоги фирм "Dubarry" и "Musto". Они представляют собой комбинацию из специально обработанной кожи с вставками из материала Gore-Tex и Cordura. Стоят они, правда, недешево, в России я пока ни у кого таких сапог не видел. Мелочи? Это вовсе не мелочи! Помимо всего описанного выше, в яхтенной экипировке существует множество разных мелочей, на первый взгляд кажущихся несущественными, но совершенно необходимых. Например, специальные яхтенные перчатки. На яхте часто приходится тянуть, причем быстро, за большое количество разнообразных веревок. А если принять во внимание, что даже на яхтах класса "макси" диаметр шкота из современных высокомодульных волокон не превышает 12-14 мм, можно сжечь всю кожу на руках. 2-3 модели разных перчаток имеются в каждом каталоге яхтенной "одежной" фирмы. Обычно они шьются из синтетической кожи Amara, со вставками из кевлара или ткани Cordura. Кожа Amara не трескается от постоянного контакта с водой, она мягкая, и с нее легко смываются загрязнения. Пожалуй, наиболее удобная модель яхтенных перчаток - с усилениями из кожи изнутри и снизу ладони, с "короткими" пальцами и дублированной застежкой на липучке на запястье. Для холодной погоды выпускаются удобные модели перчаток из неопрена. В случае холодной погоды также совсем нелишними будут носки и шапка из ткани Polartec. Для экстремальных условий также выпускаются удобные подшлемники из Polartec, одеваемые под капюшон куртки непрома. В каталогах такая штука называется "Polar clava". Совсем нелишними будут хорошие противосолнечные очки с небьющимися стеклами. Еще лучше, если стекла очков с эффектом поляризации, они здорово снижают интенсивность бликов от солнца на воде. Те, кому приходилось вести яхту, или управлять шкотом спинакера, подолгу глядя прямо на солнце, я думаю, меня поймут. Так что смотрите каталоги, выбирайте правильно! Закономерный вопрос: Где в России все это можно купить? Продукция Helly Hansen (в том числе спортивное белье Lifa) продается в магазинах сети "Спортмастер". Изделия Henri Lloyd можно купить в Москве в компании "Bellamer", "Gill" в магазине "Фордевинд-регата" в Санкт-Петербурге (все под заказ по каталогу). Также на Российском рынке недавно появилась фирма "Murphy & Nye", выпускающей спортивную и яхтенную одежду. (В Москве открыто два магазина). Честно говоря, с их продукцией я не очень знаком, но в одежду этой фирмы была одета одна из команд на Louis Vuitton Cup. Радуют и Российские производители (прежде всего реальными ценами) - фирма "Баск" выпускает одну модель непрома из "дышащей" ткани. В Санкт-Петербурге недавно появилась фирма "Orlova Design", предлагающая целый модельный ряд одежды из "дышащей" ткани, и множество аксессуаров. Будучи правильно одетыми, поверьте, Вы сможете получать от яхтинга гораздо больше удовольствия! |
Приглашаем к сотрудничеству отечественных поставщиков и производителей